Почему уйгуров называют исчезающим народом?
08.06.2018
admin
916 просмотров

Почему уйгуров называют «исчезающим народом»?

 

Незабвенной памяти моего друга Турганжана
Имировича Рузахунова посвящается
Друг, раскрывая истину, заставляет плакать, а враг смеяться
Уйгурская пословица


В последнее время в СМИ, особенно в сети интернет, часто появляются статьи, касающиеся уйгуров, примерно с одинаковыми названиями – «исчезающая нация», «умирающий народ» и т. д. Насколько это соответствует действительности, о каких этнических группах уйгуров, и о каких странах идет речь, и кто в этом виноват? Я не собираюсь анализировать социально-экономическую ситуацию относительно более чем 20 млн уйгуров, разбросанных по всему земному шару. Постараюсь акцентировать внимание читателей на казахстанских уйгурах, которых насчитывается более 300 тыс. человек. Разумеется, о советских, затем о казахстанских уйгурах достаточно много написано. В Алматы издаются газеты на уйгурском языке, функционирует единственный в мире профессиональный уйгурский театр. Кстати, в Казахстане в 62 школах преподавание ведется на уйгурском языке, из них одиннадцать школ являются чисто уйгурскими, остальные смешанные, где параллельно действуют классы с уйгурским, казахским и русским языками обучения. В стране трудятся около 140 докторов наук - профессоров и кандидатов наук - доцентов, а также докторов PhD (философии) уйгурской национальности.


Однако поводом к написанию этой статьи для меня явилось одно обстоятельство и три неординарных случая. На одной из встреч известный казахстанский публицист и ученый Рабик Исмаиловым рассказал небольшой эпизод. Лет 6-7 назад, накануне юбилея школы гимназии № 153 имени А. Розыбакиева, он решил пройтись по одноименной улице, заходя в школы, учреждения и организации, обращаясь к случайным прохожим, задавал один и тот же вопрос, кто такой Абдулла Розыбакиев? Не был получен ни один удовлетворительный ответ, что сильно его огорчило. А случаи были следующие. Первый. На одну из моих лекций опоздала студентка. В свое оправдание заявила, что живет далеко, в нижней части улицы Розы Бакиевой (ул. Абдуллы Розыбакиева). На вопрос, кто такая Роза Бакиева не смогла дать внятного ответа. Второй случай: На одной из защит бакалаврской выпускной работы (диплома) на тему: «Этно-демографическая структура населения города Алматы» студент достаточно обосновано доказал, что в 20-ые годы в Верном проживали таранши (таранчи) и даже были 2 школы на их языке. На вопрос, откуда появился этот народ, был дан ответ - из Центральной Азии. Но ни студент, ни его научный руководитель не смогли сказать по поводу того, остались их потомки в Алматы. И наконец, третий случай. Мой знакомый, русский по национальности, коренной алматинец, ошарашил меня, заявив мне, что понятия не имеет об уйгурах, об их культуре и происхождении. Хотелось бы спросит уйгурской общественности, себя кто виноват в таком низком рейтинге уйгуров Казахстана? Этот же вопрос я адресую самому себе.


По моему мнению вина и ответственность в данном случае падает на уйгурскую интеллигенцию. Тогда возникает вопрос: а есть ли вообще интеллигенция у уйгуров? Какая она по качеству? Такая же как у немцев, корейцев, чеченцев, курдов и многих других народов Казахстана? Конечно, исключением является элитный этнос – казахи, где ситуация совершенно отличная в силу наличия государственности. С другой стороны, сложившаяся ситуация, я в этом убежден, отражает нашу с Вами истинную цену. Цену уйгурской интеллигенции за беспомощность, трусость, слабохарактерность, может быть, и за слабоумие. Ведь интеллигенция – это, прежде всего, социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся сложным умственным трудом (лат. — intelligens знающий, мыслящий) обладающие для этого специальным образованием. Существование интеллигенции, как особой общественной, группы, связано с официальным разделением умственного и физического труда.


Интеллигенция превращается в многочисленную социальную группу лишь при прохождении определенных этапов цивилизационного роста и развития хозяйственных (рыночных) отношений, опосредованного уровнем и качеством мышления по отношению к окружающему миру или у народов и стран, не прошедших этой стадии — в процессе социальных преобразований, что имело место в бывшем Советском Союзе.

 


Интеллигенция в любом случае формируется не только как носитель, а главным образом как генератор духовного, культурного интеллектуального развития. Национальная интеллигенция для вышеперечисленных народов Казахстана, как неотъемлемая часть казахстанской интеллигенции - это своеобразный мозг, без которого этнос не может развиваться. Давайте вместе попытаемся разобраться, чем отличается мозговой, то есть интеллектуальный потенциал у уйгуров Казахстана, в чем его специфика и особенности. Как любой человек, я не могу быть до конца объективным при решении таких сложных вопросов. Поэтому к моим высказываниям прошу относиться критически. Начну с того, что по числу докторов и кандидатов наук на душу населения уйгуры в Казахстане занимают четвертое место среди этносов страны. Это относительно высокий показатель, если учесть, что среди уйгуров немало ученых, имена которых известны далеко за пределами республики и ближнего зарубежья. Безусловно, к интеллигенции относятся также люди, не обладающие учеными степенями, если всю жизнь занимаются умственным трудом, обусловленным спецификой их профессиональной деятельности. Это - инженеры, врачи, педагоги-новаторы, агрономы, представителя десятков других профессий, которых отличает креативный тип и стиль мышления. Основа была заложена в советские годы и с переменным успехом развивалась в суверенном Казахстане. Почему - то у большинства казахстанских уйгуров вошло в привычку под учеными понимать лишь уйгуроведов – историков, филологов, литераторов и никто против этого не возражает. К счастью, около 90% уйгуров с учеными степеням - это представители естественных наук: математики, сейсмологи, архитекторы, медики, агрономы, биологи, а также экономисты, политологи. Немало признанных талантов в области искусства и культуры. Если всех их перечислять, не хватит времени.

 

Отношение к ученым у простого народа неоднозначное. В трудные времена выживания, да и сейчас, ему не до ученых. Житейские проблемы, безработица среди молодежи, высокая плата за обучение не позволяют многим родителям вплотную заниматься образованием своих детей. В интеллектуальном развитии большинство уйгуров Казахстана опираются на традиционные этнические институты, занимающие важное место в общественной жизни населения. К ним относятся махалля, структурообразующей конструкцией которой выступают неформальные лидеры жигит-баши, машрапы в основе которых организующую роль играют отуз-огул (букв. 30 парней, мужчин) (в дальнейшем «машрап»), функционируют как носители традиций, обычаев, культурных ценностей, источников формирования общественного мнения и других этнических ценностей на бытовом уровне. Однозначно, машрапы - это индикаторы сохранения национальной самобытности, и их роль в жизни народа трудно переоценить. В определенной степени это фактор воспитания, развития этических норм, общей культуры поведения с этническим налетом и имеют все основания превратиться в инструмент формирования основ ментальности, интеллектуального роста и развития бытового мышления. Таковыми они являлись во все времена. Вместе с тем возникает вопрос, каким образом адаптировать ценности машрапов к реалиям ХХI века. Ответ требует проведения специальных исследований, поскольку машрапы и интеллектуальное развитие совершенно разные понятия, хотя определенная связь между ними имеется, и она опосредована социально-экономическим положением общества и конкретными ситуациями. Так, в советские годы, начиная с конца 60-х годов прошлого века, большинство городских уйгуров предпочитали направлять своих детей в торговлю, сферу услуг, где были высокие заработки, но не в учебные заведения, а сегодня их дети и внуки расплачиваются за это. Конечно, тысячи уйгуров были заняты в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Но приоритетными считалась торговля и услуги. Сыграло роль и то, что торговля и предприимчивость заложены у уйгуров на генетическом уровне. Но советская торговля, в условиях тотального дефицита не была двигателем прогресса, а приводила к падению нравов и пренебрежительному отношению к интеллигенции, особенно к малооплачиваемым категориям людей умственного труда. Это было характерно для всего советского общества, и уйгуры как капля в море, в силу многих обстоятельств, в большинстве своем не могли противостоять этим негативным тенденциям.


Скорее всего, в силу этих причин у уйгуров Казахстана слабо развит культ науки и образования или попросту говоря за два - три десятилетия он в значительной степени был уничтожен.


Во-вторых, в последние годы во многих постсоветских странах престиж высшего образования также упал, а главное снизилось качество образования. Отдельные вузы какое-то время выпускали владельцев дипломов, а не высококвалифицированных профессионалов, Казахстан в этом плане не был исключением. Причем, в науке липовых специалистов меньше чем в других сферах, поскольку, чтобы стать доктором наук и полным профессором, после защиты кандидатской диссертации, человек минимум два десятилетия проходил жесткий экзамен, ведь его трудами и творческим ростом следили сотни людей.


Несмотря на казалось бы большую численность ученых с академическими степенями, подготовленных преимущественно в советское время, уйгурская интеллигенция до сих пор не представляет единство, сформированное на основе казахстанского патриотизма, с определенной долей ответственности за свой народ - уйгуров Казахстана. Многие русскоязычные ученые - уйгуры в силу особенностей менталитета, слабого знания родного языка, традиций и обычаев дистанцировались от своего этноса. Подавляющее большинство казахстанских уйгуров даже не знают об их существовании. Я, думаю, что это первая ключевая для уйгуров Казахстана проблема, значительно снижающая влияние интеллигенции на рост общественного самосознания. С другой стороны, отношение общественности к интеллигенции также не сформировалось. Мне не раз приходилось бывать на мероприятиях в различных школах с уйгурским языком обучения, когда после вступительного слова директора школы, первым выступает представитель республиканского культурного центра. После этого слово предоставляется сотруднику газеты «Уйгур авази». Затем настает очередь общественных организаций, выступающих примерно с одинаковыми по содержанию дежурными докладами. Далее следует череда выступлений местных бизнесменов-спонсоров, жигит – баши, известных аксакалов поселка. Только перед завершением мероприятия, если присутствует кто-то из ученых, им предоставляется слово. При этом многие понимают, что ученых с таким высоким уровнем образования через 10-15 лет практически не останется. Это великолепный урок невежества перед учащимся школ, чтобы они никогда не занимались наукой и образованием. Спрашивается, какое отношение к людям умственного труда может сформироваться у учащихся, когда ученые преподносятся как неудачники, и как бы соответствуют широко распространенной в начале ХХ века в Соединенных Штатах Америки поговорке «Если ты такой умный, то почему такой бедный». На западе такое отношение к науке давно кануло в прошлое, поскольку коренным образом поменялся статус ученых. В Казахстане тоже идет к этому. И становится страшно, если подумать, а может ли быть у такой школы, народа будущее? Не удивительно, что среди народов Казахстана, по этой причине, только у уйгуров, широко распространены лжеученые. Это люди далекие от науки, безо всякого на то основания объявляющие себя в средствах массовой информации докторами наук или профессорами. Они пытаются извлечь из этого выгоду. А ведь среди них есть люди, занимающие общественные должности. Не имея знаний о законодательстве и правилах присуждения ученых степеней, они самовольно присваивают себе ученые звания профессоров и степени докторов наук лишь для повышения своего авторитета среди мало просвещенных и забитых групп населения. Таких людей отличает чрезмерная хвастливость, отсутствие элементарной культуры, высокомерие и неуемные амбиции. У этой категории людей завышенная самооценка своей значимости и абсолютное неприятие критики. Они-то и отталкивают простой народ от настоящей интеллигенции, создавая о ней ложное представление. Это происходит лишь в рамках уйгурского этноса, и характеризуют подлинное отношение лжеученых и примыкающих к ним лиц к своему народу, внутри которого они видят и любят только себя. К сожалению, таких людей немало среди руководителей общественных организаций, и они считают себя «сливками» уйгурской нации, своеобразной элитой, выдавливая настоящую интеллигенцию из сферы общественной жизни.

 

Заполнив места в общественных организациях от республиканского до районного уровней, они пропагандируют азбучные истины, которые по содержанию соответствуют умственному развитию учеников начальных классов, отталкивая от себя интеллектуалов, в первую очередь, мыслящую молодежь. Но парадокс заключается в том, что, буквально за последние годы среди уйгурской молодежи наблюдается повышенный интерес к современным профессиям естественного профиля: математике, инженерным, техническим и медицинским специальностям. Все больше становится студентов, магистрантов и докторантов по этим направлениям с хорошим знанием иностранных языков. Интересно, какие взаимоотношения могут сложиться между «сливками», с одной стороны, и творческой молодежью - с другой. Отрадно, что многие родители, начиная осознавать роль востребованных специальностей в судьбе детей, идут на большие расходы, направляя детей на учебу в престижные казахстанские и зарубежные вузы. Важно, чтобы этот процесс превратился в тенденцию. Другое дело, что после завершения обучения эта талантливая молодежь не всегда находит работу или устраивается не по специальности. Но это уже проблемы государства. Конечно, уйгурская интеллигенция в силу перечисленных причин не может повлиять в процессы, которые от нее не зависят. Но выступать на страницах газет, сети интернет, в своих публикациях на страницах журналов с аналитическими статьями и оценкой происходящих событий она могла бы. Ведь жизнь преподносит нам много возможностей, которыми должны бы воспользоваться представители интеллигенции, чтобы грамотно отразить суть происходящих процессов интеллектуального всплеска, сделать их достоянием широкой общественности, особенно молодежи. Но это у нас почему-то не получается.


Так, в конце прошлого года я был свидетелем освещения события, которое происходило в стенах школы-гимназии № 153. Это была встреча студентов КазНУ им аль - Фараби с будущими выпускниками. Причем прошла она на высочайшем уровне, когда студенты и будущие выпускники продемонстрировали умение мыслить, анализировать ситуацию в университетах, в выборе специальностей. Студенты и учащиеся показали, что серьезно относятся к будущей судьбе, особенно те ребята, которые хотели бы выбрать сложные и востребованные профессии программистов, врачей и экономистов, причем с обучением не только в вузах Казахстана, но и других странах. В своих выступлениях они демонстрировали, прежде всего, свой ум, интеллект, отношении к будущей профессии, с оценкой перспектив карьерного роста. Среди студентов были бывшие выпускники ШГ №153, а ныне студенты 3 курса КБТУ и КазНУ, самостоятельно добившиеся грантов для продолжения обучения в Великобритании. Они рассказали, как это им удалось. Профессора и доценты КазНУ были в восторге от того, что такое мероприятие организовано именно в уйгурской школе. По простоте своей души я думал, что все это отразится в газете «Уйгур Авази», тем более что освещать данное событие было поручено Аюпову Шамшидину – кандидату наук, одному из самых продвинутых сотрудников газеты, которого лично я глубоко уважаю за его талант и мастерство. Каково было мое удивление, когда я прочел его сообщение об этом мероприятии в 2-3 строки, сухим и формальным языком. О профессиональном уровне газеты «Уйгур Авази», которая считается лицом народа, нет однозначного мнения. Одним газета нравится, другие не довольны низким уровнем публикаций, третьи вообще равнодушны. Такая ситуация характерна для всех газет на каком бы языке они не издавались. Угодить всем читателям невозможно. Безотносительно к профессиональному уровню сотрудников редакции, хотелось бы высказать свою точку зрения, которая заключается в том, что у народа с низким уровнем образовательного потенциала, бытовой и общей культуры, находящегося в условиях интеллектуального вакуум, не может быть «сильной» газеты. В этом нет вины редакции. Было бы удивительно, если бы «Уйгур Авази», была высокоинтеллектуальной, содержательной, поднимающей острые проблемы газетой, хотя такое стремление имеется. Нередко, читая «Уйгур Авази», складывается впечатление, что издательский коллектив не знает, что в Алматы выпускаются десятки газет на казахском, русском языках. У них есть чему поучиться. Чувствуется, что в редакции в целом хорошие ребята, но они давно перестали работать над собой. Им желательно было бы пройти стажировки на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова или в других крупных международных центрах, и получить настоящее высшее журналистское образование на курсах повышения квалификации работников СМИ. Разумеется, это не в их силах, здесь нужна помощь государства, бизнеса и общественности. Становится обидно за этих одаренных и умных ребят, видя, как они постепенно превращаются в «прислугу» тех, кто называет себя «сливками» уйгурской общественности.


Было бы не справедливо не отметить среди интеллигенции скромных, но известных своими научными достижениями далеко за пределами республики ученых-уйгуров. В их числе такие высококлассные профессионалы, как доктор экономических наук, профессор, директор института мировой экономики и международных отношений Арупов Акимжан, который будучи проректором университета «Туран» оказывал и продолжает оказывать огромную помощь в развитии талантливых и одаренных студентов, включая уйгурскую молодежь. Такого же внимания заслуживают доктор филологических наук, профессор, член – корреспондент РАЕН, главный научный сотрудник института языкознания Хамраев Алимжан, на протяжении многих лет отстаивающий интересы школ с уйгурским языком обучения, Руслана Арзиева, кандидата филологических наук, который воплощает на практике инновационные методы изучения уйгурского языка в школах и вузах страны.


Буквально 2-3 года назад в здании посольства Российской Федерации состоялась презентация книги «Моя Кашгария» теперь уже известного казахстанского писателя, уйгура по национальности Исмаилжана Иминова. Уникальность этого художника заключается в высоком уровне его творчества (это отдельная тема разговора), в мастерстве писать на профессиональном литературном русском языке, хотя он блестяще владеет казахским и уйгурским языками. Им уже изданы 7 серьезных литературных произведений, которые успешно прошли презентации в Астане, Кызылорде и многих других городах РК и РФ. Благодаря ему сотни тысяч, а возможно миллионы русскоязычных читателей во всем мире узнают об уйгурах, их истории, культуре, проблемах. Разумеется, он не первый, кто пишет на русском языке, но единственный, кто благодаря потрясающему мастерству поднял имидж уйгурского народа в аспекте его интеллектуальной самобытности на уровень, вызывающий уважение и восхищение. Это относится и к этносу, и к самому и писателю, сумевшему раскрыть в уйгурском народе истоки и философию человеколюбия в самом глубоком и высоком звучании этого слова. Не его вина, что он опоздал лет на 50, иначе имидж уйгуров, во всяком случае, в русскоязычном мире был бы несравненно выше.


Также следует отметить известных в стране и за рубежом предпринимателей, которые в рамках существующего законодательства оказывают неоценимую материальную и моральную помощь населению, в частности школам. Я имею в виду, прежде всего, Кузиева Дильмурата, Шардинова Ахметжана, Мамединова Ваккаса, Ушурова Абдуллама. Также к их числу можно отнести типичного представителя среднего бизнеса, в недавнем прошлом председателя культурного центра Бостандыкского района г. Алматы Карлина Махпирова. Он на протяжении многих лет, нередко неся расходы из собственного кармана, организовывает праздники «Наурыз», юбилеи уважаемых людей, новогодние встречи, оказывает помощь компъютерами и учебным оборудованием школе в поселке СМУ 15, где около 10 % учеников уйгурской национальности. Это явное свидетельство его неравнодушия к судьбе к судьбе своего народа. Но, к сожалению, деятельность таких людей держится на их собственном энтузиазме, материальных возможностях и не превратилась в постоянно действующую систему с эффективным механизмом управления. Так, в свое время в ОО «Инаят», это детище Турганжана Имировича Рузахунова, ежемесячно организовывалось финансирование в среднем в размере 2-3 и более млн тенге для строительства спортивных комплексов и ремонта школ с уйгурским языком в различных регионах Алматинской области обучения для нужд детей инвалидов и т.д. Спонсоры, а это были представители малого и среднего бизнеса, оказывали содействие от имени ОО «Инаят» в соответствии с разработанным в общественном формировании планом, Причем ни одного тенге ОО не использовало в своих интересах. Сам механизм был прост и надежен и держался на совести и доверии, который может появиться только по достижении этносом высокого интеллектуального уровня. Турганжану Рузахунову это удавалось. Думаю, что Карлину Махпирову или его единомышленникам, благодаря опыту, авторитету среди населения и бизнесменов реального сектора экономики, постоянной занятости проблемами своего народа, по силам реанимировать экономический механизм процесса интеллектуального роста казахстанских уйгуров. И это вторая ключевая проблема, которую надо решать в системном и инновационном ключе, привлекая специалистов профессионалов из представителей общественности и бизнеса.

 


При таком подходе к рассматриваемой проблеме возникает, пожалуй, самая сложная третья ключевая проблема: каким образом объединить усилия ученых - уйгуров и организовать процесс управления работой? Идеальный вариант – использование возможностей ОО «Республиканский этнокультурный центр уйгуров Казахстана. Примером такой работы могла послужить «Ассоциация немцев Казахстана», 99% состава которой представлены учеными – интеллектуалами. В уйгурском культурном центре ситуация противоположная. Многие члены правления понятия не имеют о необходимости развития новой генерации интеллигентов для суверенного Казахстана и вряд ли их можно в этом убедить. Такое положение сложилось не вчера, а более 20-25 лет назад, когда ученые - члены правления «РЭКЦУК» в соответствии с менталитетом уйгуров и низкого уровня материального достатка получили статус людей 2 и 3 сорта. К сожалению, такое отношение к интеллектуальной элите сохраняется по сей день, хотя материальное обеспечение большей части ученых изменилось в лучшую сторону. Тем не менее нельзя умалять роль ОО «РЭКЦУК», которое за последние годы начинает меняться и проводит огромную работу: презентации профессиональной уйгурской культуры – песен, танцев, национального фольклора, особенностей уйгурской кухни, произведений талантливых художников в области изобразительного искусства ОО с достоинством выполняет представительские функции в Ассамблее народа Казахстана. Заслуживает особого внимания деятельность центра по пропаганде культуры уйгуров практически во всех регионах республики. Но решение проблем развития интеллектуального потенциала народов Казахстана и сохранение их как этносов возможно только в рамках государственных программ, что означает создание условий для развития умственной деятельности, как отдельного человека, так и общества в целом, путем законодательного обеспечения прав на творческую деятельность и его защиту. А эта задача переходит рамки и функции АНК и может осуществляться только под эгидой МОН РК. Этими причинами объясняется тот факт, что группа ученых организовала ОО «Идряк» («Интеллект»), основная цель, которого - творческая работа с учащимися средних школ и студентами вузов, независимо от их национальности. В настоящее время «Идряк» официально зарегистрирован, в его составе 35 ученых, многие из них являются гордостью казахстанской науки и внесли огромный вклад в развитие науки в нашей стране. Инициаторами создания общественной организации стали ученые – уйгуры, но состав его многонациональный. Задача «Идряка» - содействовать повышению качества образования в средней и высшей школе. Критерий отбора учащихся, которым будет оказываться помощь, - способности и талант. Объединение создано ради и во имя детей и молодежи.

 


В настоящее время мы работаем над программой, включающей чтение тематических лекций членами «Идряка» по своим специальностям для школьников этом направлении будет координироваться с департаментами образования различных уровней. В сфере такой деятельности будут охвачены школы, как с уйгурским, так и казахским и русским языками обучения, поскольку среднюю школу надо рассматривать в единстве, независимо от языка обучения. Хотелось бы добавить, что состав «Идряка» специфичен и здесь представлены ученые профессионалы высокого класса, долгое время возглавлявшие научно-исследовательские институты, ведущие университеты, факультеты и кафедры, а также длительное время занимающиеся проблемами науки и образования, и нет необходимости ими руководить из каких-то общественных структур. Для нас важно снять психологические барьеры между учеными и учащимися и создать атмосферу творчества и созидания. Именно поэтому устав общественной организации «Идряк» предполагает неформальные отношения между учащимися средних школ и крупными учеными, разрушения барьеров, обусловленных официозом, развития взаимного доверия, создания атмосферы доброжелательности к школьникам, что особенно важно для формирования высокоинтеллектуального креативного общества в нашей стране. Все услуги учащимся будут представляться бесплатно. Мы открыты для всех, кто поддержит нас в нашей работе. В этом мы видим свой долг перед нашей Родиной Казахстаном и постараемся внести свой вклад в превращение науки и образования в составную и неотделимую часть социально-экономической системы страны. Это одно из немногих направлений, когда человеческий ум, а, Альберт Эйнштейн говорил: «Если проблема не решается надо переходить на более высокий уровень мышления», может спасти от исчезновения не только уйгуров, но и всего человечества на фоне возможного геополитического передела мира с непредсказуемыми последствиями.


Надыров Шерипжан Марупович –


- действительный член Европейской ассоциации географов – ЕВРОГЕО - действительный член Европейской ассоциации географов ГЕОМЕД


-почетный зарубежный член Ассоциации Российских Географов Обществоведов (АРГО) ------член экспертного клуба «Урал- Евразия» (Уральский Федеральный Университет им. Ельцина Б.Н. Екатеринбург, Россия) -эксперт ОБСЕ по проблемам межконфессиональных отношений в Центральной Азии


-член Казахстанского Национального комитета по глобальным геопаркам ЮНЕСКО при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО -доктор географических наук, профессор Автор более 200 научных работ, опубликованных в 21 стране мира, подготовил 20 кандидатов наук, 1 доктора наук, 2 докторов философии и более 120 бакалавров и магистров.

 

Вице – президент ОО «Идряк» Надыров Шерипжан Марупович

 

 

Оставить комментарий (0)
captcha
© Национальная ассоциация уйгуров 2019. Все права защищены | При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Разработка сайта ININ.KZ