Абдулла Розыбакиев – гордость нации!
08.06.2018
Абдулла Розыбакиев – гордость нации!

Абдулла Розыбакиев – гордость нации

 

31 октября 2017 года исполнилось 120 лет со дня рождения А. Розыбакиева.


Широкой казахстанской общественности он известен как видный партийный, государственный и общественный деятель, активный участник становления советской власти в Семиречье. Эта лаконичная формулировка получила распространение на пространстве бывшего СССР и стала своеобразным клише для оценки деятельности борцов за права трудящихся в начале прошлого столетия.


Но для уйгуров Казахстана А. Розыбакиев – гордость нации, путеводная звезда, символ долга, чести, преданности коммунистическим идеалам. Образец интернационализма, стойкости в противостоянии с врагами, отстаивании политических взглядов. Олицетворение личности, беспредельно любящей Родину, свой народ, готовую отдать силы, знания и даже жизнь во имя их процветания.


Его жизнь была короткой, но яркой. К славе шел тернистым путем. Победы чередовались поражениями, оптимизм и уверенность – разочарованиями и сомнениями. Целеустремленность, неукротимая энергия, трудолюбие, тяга к знаниям позволили ему - скромному мальчику из отдаленной сельской глубинки, стать крупным политиком, пламенным оратором и выдающимся организатором.


А. Розыбыкиев родился в селе Киикбай Курамской волости Верненского уезда. Его отец до 1916 года был учителем в школах Янашара, Киикбая и города Верного. Он создал в г. Верном мусульманскую школу светского типа. Затем назначен имамом верненской мечети. Религиозным деятелем оставался до конца жизни. Брат отца Алиакбар также учительствовал. Оба много внимания уделяли просветительской деятельности. Стремились разъяснять сельчанам пользу образования. Создавали курсы для взрослых, на которых обучали грамотности, знакомили с литературными произведениями писателей и поэтов Востока.
Интеллигентное семейное окружение позитивно отразилось на мировоззрении малолетнего Абдуллы. Борьба с невежеством, повышение культурного уровня народа станут доминирующими идеями всей его жизни.


Для получения первичного образования он поступил сначала в школу отца, а затем в медресе Алхам-Ахуна.


Преимущественно религиозный уклон учебного заведения не прельщал не по годам пытливого мальчика, уже имевшего через своего дядю представление о литературе восточных стран и России. Поэтому Алиакбар настоял на его переводе в собственную, а затем в русскую приходскую школу. По завершении учебы прошел бухгалтерские курсы и устроился конторщиком в городской банк.


В 2014 году Алиакбар знакомит племянника с П. Виноградовым. Это событие стало поворотным в судьбе Абдуллы.


Известный революционер П. Виноградов в те годы еще не был коммунистом, но придерживался ленинских идей. Проживая в Петрограде, участвовал в сходках революционеров, поддерживал борьбу Путиловских рабочих за свои права. За это был исключен из Учительского института и сослан в Томскую область. Оттуда бежал в 1913 году и обосновался в городе Верном. Работал учителем в школе Алиакбара.


Встречи с П. Виноградовым, которому суждено будет еще не раз сыграть ключевую роль в судьбе А. Розыбакиева, в корне изменили политические взгляды юноши. Фактически с этого момента он становится на революционный путь, хотя ему не исполнилось 18 лет. П. Виноградов обучил Розыбакиева системе самообразования, показал порядок подбора книг, систематизации знаний. Особое внимание обратил на последовательность получения научных знаний. Методика самообучения была популярной у революционеров, которые либо не могли поступить в вузы, либо изгонялись из них из-за «крамольного поведения». Были случаи добровольного ухода из учебных заведений, так как в них не преподавались экономические идеи К. Маркса.


Применение рекомендаций П. Виноградова позволило А. Розыбакиеву при скромном базовом обучении стать одним из самых образованных людей того времени.


В 1915 году А. Розыбакиев женился на выпускнице татарской гимназии Саадат, которая стала ему не только верной спутницей по жизни, но и помощницей в его делах. Член коммунистической партии с 1922 года, принимала активное участие в политической жизни Семиречья. Делегат первого уездного съезда женщин – мусульманок, созванного по инициативе У. Джандосова. Представитель Семиречья на XI съезде ВКП (б), на котором встречалась с Н. Крупской, инструктор женотдела ЦК Компартии Казахстана.


Вскоре после свадьбы произошла важная для Абдуллы встреча с Алиакбаром. Беседа была продолжительной и всесторонней. Много внимания уделялось обсуждению бедственного положения сельчан, особенно представителей уйгурского народа. В завершение разговора Алиакбар признал, что по духу является просветителем, а борцом за свободу народа должен стать Абдулла.


Получив благословение дяди, А. Розыбакиев включается в политическую деятельность. Он налаживает связи с революционно настроенной молодежью г. Верного, становится участником сходок, протестных акций.


Февральскую революцию встречает с энтузиазмом. Но по прошествии времени вместе с соратниками начинает осознавать, что свержение царя в результате буржуазно-демократического переворота никаких перемен в судьбе народа не принесло. У власти оставались те же люди, что и раньше. Даже институты управления не претерпели изменений. Правда, проходило много митингов, на которых как из рога изобилия сыпались слова о равенстве, братстве, необходимости подъема жизненного уровня населения. Появлялись бесчисленные национальные комитеты. На этом все заканчивалось. В одной из статей в газете «Комек» А. Розыбакиев напишет, что буржуа «не шли дальше требований национальной демократии для власть имущих».


В мае 1917 года Абулла Ахмедович стал одним из инициаторов создания «Объединенного союза мусульманских рабочих города Верного» - первой организации подобного типа во всем Семиречье. Союз имел печатный орган – газету «Садак». Совместная деятельность в общественном формировании и редакции укрепили связь А. Розыбакиева и У. Джандосова. Дружбу они пронесут через всю оставшуюся жизнь.


Октябрьскую революцию А. Розыбакиев с товарищами восприняли с воодушевлением, которая сменилась растерянностью. Из Петрограда поступали скудные, отрывочные сведения. Никто не понимал, какие действия следует предпринимать, какие институты создавать. Власть Советов – новое явление. Ни одна страна мира не имела подобного опыта.


Ситуация поменялась с появлением П. Виноградов, вернувшегося с полей Первой мировой войны. На фронт он был направлен после ареста в 1915 году.


П. Виноградов выступил посредником между мусульманскими организациями и группой большевиков, в которую входили Р. Маречек, П. Виноградов, А. Березовский, К. Овчаров и другие. Начался процесс создания объединенного партийного центра. Русские большевики, имевшие за плечами многолетний опыт подпольной работы, прошедшие через тюрьмы, каторги, ссылки, хорошо знали обстановку России, У них были отлаженные связи с революционными деятелями молодой республики. А. Розыбакиев многому научился у русских партийцев. Впервые получил представление о марксистско-ленинском учении, которое заставило его отказаться от некоторых своих узконациональных взглядов.


Новый этап в жизни А. Розыбакиева ознаменовался самым трудным шагом в его жизни – разрывом с отцом, которого считал реакционно настроенным человеком. Причем заявил об этом публично, в одном из вступлений перед трудящимися. Такой поступок мог совершить только человек, беспредельно верящий в правоту своего дела.


В декабре 1917 года А. Розыбакиева ждал еще один удар. От рук белогвардейцев погибли Овчаров и Березовский. Это были люди, мужеством, знаниями, силой духа которых он искренне восхищался и с которыми у него сложились очень хорошие и теплые отношения.


Гражданская война, мятежи белоказаков, поддерживаемые казахскими и уйгурскими баями, составляли серьезную угрозу неокрепшей советской власти в регионе. Нужно было срочно создавать Красную армию. Этой работой занимался П. Виноградов, имевший боевой опыт. Основу военных подразделений составляли бедняки из близлежащих к городу Верному селений, кишлаков, станиц. В их числе были казахи, русские, уйгуры, татары, дунгане, которые объединялись в интернациональные отряды. К этой деятельности был привлечен и А. Розыбакиев. Из Ташкента в помощь большевикам был направлен отряд под командованием Мураева. Пополненный красноармейцами из Верного, он сыграл большую роль в разгроме мятежников и преследовании их до самых границ республики. Но зверства, учиненные мураевцами в более чем 30 уйгурских селах, получившие название «АТУ» были тяжело восприняты А. Розыбакиевым. Уполномоченный Туркестанского фронта Д. Фурманов, члены революционного военного комитета не только резко осудили преступную деятельность отряда Мураева, но и требовали сурового наказания виновных. А. Розыбакиев выступил со статьей в газете «Комек», в которой назвал действия отряда проявлением беззакония. Он признал справедливым наказание некоторых командиров за преступные деяния против мирных жителей и аулов.


В эти трагические дни сам А. Розыбакиев не раз находился на грани жизни и смерти. В мае 1918 года он вместе с Алиакбаром проводил пропагандистскую работу в Джанашаре. Накануне нападения на село бандитского отряда Бушуриева дядя потребовал, чтобы племянник немедленно покинул село. После долгих уговоров Абдулла вернулся в г. Верный. Вскоре пришла весть о гибели Алиакбара.


В сентябре того же года от рук белогвардейцев погибает соратник и близкий друг А. Розыбакиева Токаш Бокин.


Эти события вкупе со смертью родственников, односельчан, земляков, других представителей уйгурского народа в ходе трагедии «АТУ» оказались слишком тяжелым ношей для А. Розыбакиева. Спасение видит в том, чтобы с головой окунуться в работу. В июне 1918 года в Верном создан Семиреченский обком Компартии Туркестана – структурное подразделение РКП (б). Он принимает решение вступить в партию. Рекомендации ему дают П. Виноградов и Р. Маречек.


По линии партийной организации ему поручают политическую и просветительскую работу среди мусульманского населения Семиречья. Сложности в этом деле постоянно преследуют его. В подавляющем большинстве безграмотные сельские жители с осторожностью воспринимали новые веяния в стране, толком не вникали в возможности, которые открывала перед ними власть советов. Над ними довлели сильно укоренившиеся религиозные догмы. А. Розыбакиеву с его блестящими ораторскими способностями, врожденным талантом оказывать влияние на людей, умением убеждать в своей правоте позитивные результаты достигались с трудом. Но постепенно, шаг за шагом дело продвигалось вперед.


Понимая важность возложенной на него миссии, Розыбакиев в декабре 1918 года инициирует создание при Верненском горкоме партии секции мусульманских коммунистов-большевиков. Цели организации были озвучены самим ее организатором – выяснять нужды, пожелания, требования народа, оказывать ему помощь в осознании прав, которых предоставляет Советская власть. Розыбакиев был избран председателем секции.


Процесс сдвинулся с мертвой точки и быстро набирал обороты. Достижения были впечатляющими. Поток желающих уйгуров, казахов, узбеков, представителей других мусульманских народов вступить в ряды компартии нарастал, и вскоре они уже составляли большинство в партийной ячейке. В этот период съезд Компартии Туркестана принял решение о создании при Советах комиссариаты по делам национальностей. В Верненском Совете депутатов вопрос с кандидатурой комиссара не стоял.

Альтернативы А. Розыбакиеву не было. Вскоре он был избран заместителем комиссара по делам национальностей Семиреченского областного Совета. Возглавлял орган У. Джандосов.


Одновременно Абдулла занимает должность председателя «Революционного союза уйгуров» (с 1921 года — «Революционный союз кашгаро-джунгарских рабочих»). В 1921 году организация вошла в состав Союза «Кошчи» («Пахарь»), созданного по решению 5 съезда КПТ. Семиреченское территориальное подразделение Союза объединяло крестьянских бедняков и середняков, помогало Советскому государству в проведении земельно-водных реформ, землеустройства, кооперирования дехкан, в снабжении их инвентарём и скотом. Члены Союза «Кошчи» проводили культурно-просветительскую работу с населением, Видные деятели Союза: А. Джангильдин, У. Джандосов.


В 1920 году Туркестанский ЦИК принял решение о принятии необходимых мер к возвращению мусульман Семиречья, вынужденных покинуть родные места из-за притеснений царских властей, межнациональной розни. Исполнение задания Революционно-военный комитет поручил комиссии во главе с А. Розыбакиевым. Речь шла о почти 300 тысячах людей. Уже в ходе работы комиссии, а также сразу после ее завершения число репатриантов из Китая составило 200 тысяч человек.
В июне 1920 вспыхивает мятеж в г. Верном. Среди арестованных Б. Шагабутдинов, А. Розыбакиев, М. Масанчи. Находясь в заключении, они демонстрируют высочайшее мужество, отвагу, стойкость, продолжают активную деятельность. Терпеливо разъясняют солдатам преступную сущность мятежников. Пытаются передать на волю указания о том, как отгородить честных граждан и красноармейцев от влияния контрреволюционеров. Вскоре бунт в городе был подавлен.


В октябре того же года утверждается новый состав Семиреченского обкома партии. В его состав входят У. Джандосов, А. Розыбакиев, Ж. Барибаев. Все они молоды, примерно одного возраста (Джандосов и Барибаев 1898 года рождения), полны энергии, решимости активно включиться в партийную работу. В те времена в партийных и государственных органах действовала система взаимозаменяемости. Ответственных лиц часто перемещали с одного участка работы на другой. Одной из самых тесных связок был тандем Джандосов – Розыбакиев. Первый занимал должность ответственного секретаря обкома, второй – его заместителя. В 1920 и 1921 гг. А. Розыбакиев по четыре раза в год исполнял обязанности ответственного секретаря.


В июне 1921 года состоялся исторический для уйгуров страны съезд революционных организаций Советского Туркестана. Он принял решение прекратить искусственное деление народа на кашгарцев, хотанцев, таранчи и возвратить им исконное название уйгуры.


На съезде было принято решение создать Революционный союз кашгаро - джунгарских рабочих. Руководителем союза избран А. Розыбакиев.


Но долго находиться в этой должности ему не пришлось. По настоянию Д. Фурманова назначается военкомом г. Джаркента, где формирует «Добровольческий таранчинский полк». Командир полка М. Ярулдабеков, комиссар А. Розыбакиев. Воинская часть готовится для борьбы с басмачеством в Ферганской долине. Работа идет настолько успешно, что о ней информируется председатель Совнаркома В. И. Ленин. Однако военная карьера резко обрывается в связи с тяжелым заболеванием (тиф). Его заменяет Смаил Таиров. Сам Розыбакиев после лечения по требованию Т. Рыскулова направляется в Ташкент для работы в ЦК КПТ. Он назначается заведующим отделом национальных меньшинств и одновременно возвращается к исполнению обязанностей руководителя Революционного союза кашгаро – джунгарских рабочих.


Но А. Розыбакиев – человек уникального таланта. В вопросах работы с мусульманской беднотой ему нет равных. Но и по многим другим вопросам он принимал деятельное участие. Обстановка в Семиречье сложная. В г. Верном еще не локализованы последствия мятежа. Поэтому У. Джандосов обращается к руководству Компартии Туркестана с просьбой вернуть А. Розыбакиева в Семиречье, ссылаясь на то, что он – избранный коммунистами области член обкома партии, облисполкома, многочисленных комитетов, общественных формирований, Это было правдой и ЦИК КПТ вынужден согласиться с мнением областного подразделения.


Несмотря на занятость партийной работой, к удивлению многих коллег, Абулла Ахмедович находил время для общественной работы, не входящей в круг его обязанностей.


Он всегда помнил слова дяди Алиакбара о необходимости просветительской деятельности среди уйгурского населения, борьбы с невежеством, культурной отсталостью. Поэтому в 1921 году инициировал и принял непосредственное участие в создании газеты на уйгурском языке «Камбагаллар авази» («Голос бедняков»). Она стала важным источником информации для уйгурского населения. Творческая интеллигенция получила площадку для реализации своих литературных и иных замыслов. Создание печатного органа требовало больших организационных и временных затрат. Разработка идеи и замысла газеты, подбор редакционного штата, техническое оснащение объекта, решение финансовых вопросов – задача под силу не каждому человеку, даже, если он посвящает этому все свое время и имеет высококвалифицированных исполнителей. Но он справился с этой задачей и стал одним из авторов материалов в газету. Его статьи находят живой отклик у читателей.

 

Особенно ему удается критика уйгурской литературы. Его высказывания часто бывают резкими, но глубоко осмысленными. Он беспощаден к бездарностям, но оказывает поддержку талантам, особенно из числа молодежи. Его литературным познаниям удивлялись многие современникам.


А. Розыбакиев сыграл ключевую роль в становлении и развитии народного образования. При его участии открывались школы на уйгурском языке, издавались школьные учебники. Первый из них – учебник «Уйгурская литература» увидел свет в 1923 году. В том же году был издан букварь.


По партийной же линии период с 1921 по 1925 годы был насыщенным. Помимо должности заместителя ответственного секретаря обкома партии, в 1922-1924 годах занимал посты заведующего Истпарт – комиссии по истории партии и РКП (б). Он внимательно следил за тем, чтобы ни один важный документ не прошел мимо его внимания. Досконально овладел архивной работой.


В 1922 году избирался делегатом XI съезда коммунистической партии, а затем IV конгресса Коминтерна. На обоих форумах выступал В. И. Ленин. Розыбакиев становится членом ЦИК СССР.


В 1924 году Политбюро ЦК РКП приняло известное решение о национально – государственном размежевании. К КазАССР перещли Джетысуйская и Сырдарьинская области. .А. Розыбакиев участвует в работе специально созданной комиссии по размежеванию в качестве ее заместителя. ЦИК СССР.


С 1925 по 1927 годы обучается в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова в г. Москве. Но завершить учебу не удается. Его отзывает Казкрайком партии. Причина – необходимость усиления борьбы с антисоветскими группировками. Розыбакиев включен в комиссию по усилению идеологической работы среди казахских деятелей литературного творчества. Он работает совместно с С. Сейфуллиным, У. Джандосовым, А. Айтиевым, А. Уразбаевымв. При выборе кандидатуры А. Розыбакиква, вероятно, учитывались его хорошие знания ситуации среди литераторов.


В 1927 году - заведующий отделом культуры и пропаганды Сырдарьинского губкома партии, заведующий орготделом Казкрайкома компартии. В том же году на заседании пленума Казахского краевого комитета коммунистической партии поддержал решение о конфискации скота и имущества у баев и зажиточных крестьян.


С 1929 по 1930 гг. секретарь Кзыл-Ординского окружного комитета компартии Казахстана, с 1930 по 1932 гг. – народный комиссар снабжения, с 1932-1933 гг. - первый секретарь Павлодарского райкома партии Восточно – Казахстанской области. Назначение на эти должности свидетельствовало, о том, что А. Розыбакиев готов к самостоятельной работе на сложных участках деятельности. 1930-е годы самые сложные в истории Казахстана. В разгаре процесс коллективизации. Высшие руководители СССР требовали форсирования создания в Кзыл-Ординской области колхозов, перевода кочевого уклада жизни казахов на оседлый. Прежние руководители в погоне за цифрами довели экономику области до критически низких отметок.

 

Коллективизация приняла уродливые формы, был нарушен принцип добровольности, что вызывало недовольство трудящихся масс. Окружком начал последовательную работу по налаживанию партийной жизни, исправлению перегибов, усилению агитационной и пропагандистской работы. Позитивные итоги не замедлили сказаться. Трудовая активность населения повысилась, экономические показатели стали демонстрировать возрастающую динамику. Изменилось отношение к смене жизненного уклада. Заработали промышленные предприятия, развитие получила рыбная отрасль. Улучшилось социально-экономическое положение населения.


Очень сложным было положение А. Розыбакиева в должности наркома снабжения. Свирепствовал голод. Заготавливать продукты было не из чего. Главной задачей стал контроль над продуктами питания. Решить ее было сложно, но немного смягчить проблему удалось. А. Розыбакиев выступает почти на всех заседаниях Крайисполкома партии. Требует принять меря для смягчения участи народа. Никто ни разу не осмелился предъявить претензии наркому снабжения за массовую гибель людей и скота.


В последующие пять лет А. Розыбакиев жил в Москве, учился в аспирантуре Историко-партийного института, занимался научной деятельностью. У него была другая семья.


В 1937 году вернулся на родину, восстановил отношения с женой. Был назначен заместителем заведующего отделом печати и издательств ЦК компартии Казахстана.


В июне 1937 года арестован, в 1938 году расстрелян. В 1956 году реабилитирован.


На любом участке работы А. Розыбакиев всегда оставался человек долга, чести, патриотизма и профессионализма Он не терпел фальши. В нем высоко было развито чувство справедливости,

Рустам Маликов

 

>
© Национальная ассоциация уйгуров 2019. Все права защищены | При копировании материалов ссылка на сайт обязательна
Разработка сайта ININ.KZ